Возвращение классики JBL 4312M II
В каталогах некоторых выдающихся брендов имеются культовые модели, представляющие собой предмет вожделения аудиофилов уже на протяжении 30—40 лет и до сих пор разыскиваемые по случаю на аукционах. Однако иногда прошлое возвращается, хотя и не в полном размере и объеме
В результате реструктуризации концерна Harman в середине прошлого года было закрыто подразделение Harman Consumer Group, в которое входит и JBL. После ряда пертурбаций и переводов разработчиков из одного подразделения в другое в начале этого года было анонсировано, что к концу июня производство в Нортридже останавливается и целиком переносится в Японию. Эту новость, коснувшуюся и JBL Professional, некоторые были склонны трактовать в негативном ключе ввиду потери статуса «Made in USA». В самой Америке ходили даже разговоры, что от марки останется только тень былой славы. Как бы там ни было, все это повод для переживаний в основном среди американских аудиофилов, горюющих из-за утраты национального достояния и наследия Джеймса Лэнсинга. Для нас же интереснее то, что Япония подняла упавшее знамя. И в честь этого события, помимо производства современных линеек, организовала выпуск знаменитых старых студийных мониторов, оригиналы которых до сих пор пользуются высоким спросом у коллекционеров и ценителей. Итак, перед нами, впервые в России, первая ласточка из «новой старой» профессиональной серии — компактные мини-мониторы JBL 4312M II. И, приступая к прослушиванию, мы горячо надеемся, что за первым гостем обязательно последует продолжение.
Компактные колонки с номером 4312М II есть не что иное, как миниатюрная реплика студийного монитора 4312, только ровно вдвое уменьшенная в размерах (и, конечно, изрядно сбавившая в весе). Мини-копия полностью повторяет дизайн оригинальной модели. 133-мм НЧ-динамик сделан в точности по той технологии, что применялась в 4312, — у него алюминиевая корзина и узнаваемый фирменный бумажный диффузор белого цвета. То же самое относится и к среднечастотнику — по форме и конструкции он такой же, как и оригинальный драйвер, только меньше. Отличием от модели 1982 года стало использование титанового купола для воспроизведения высоких частот, сделанного с привлечением новой технологии обработки материала в целях повышения прочности мембраны. Все динамики магнитоэкранированы. Для согласования полос задействованы простейшие фильтры первого порядка. Однако на самом деле это уже вторая попытка миниатюризации культового студийного монитора, о чем свидетельствует индекс II в названии. Последняя версия отличается от первой модернизированной модели 4312М чуть увеличенной чувствительностью и значением модуля импеданса, иначе сшитыми полосами динамиков, с другими частотами раздела, и портом ФИ чуть большего диаметра для усиления и увеличения объема басовых частот. Акустика имеет встроенные ступенчатые регуляторы тембра для средних и высоких частот, обеспечивающие рост или уменьшение чувствительности в соответствующих полосах в среднем на 2,5 дБ. Корпус отделан натуральным качественным шпоном черного цвета с атласной фактурой.
Как же звучат эти чуть превышающие по размеру два пакета молока колоночки с фирменным белым логотипом JBL на боках? Играют они, надо сказать, удивительно. Причем настолько, что можно подумать, будто в дело вмешалось какое-то чародейство. А как иначе им при своих кукольных габаритах удается воспроизводить такой объем абсолютно натурального звука? Единственная важная деталь — слушать их нужно с гораздо меньшего расстояния, чем обычную акустику, поскольку это мониторы ближнего поля. О том, что перегрузочная способность АС отнюдь не запредельна, свидетельствует и допустимая паспортная мощность усилителя — всего 75 Вт. При попытке вывести громкость на адекватный уровень и оценить звучание, скажем, с 3 м оно в масштабных музыкальных фрагментах станет плоским и вымученным, и все тут же испортят нелинейные искажения. Однако стоит приблизиться к колонкам на расстояние порядка 1—1,2 м, как магия воспроизведения поражает до глубины души — истинная магия живого звука, исходящая из маленьких черных корпусов.
Порадовало, что гитары у AC/DC, Accept и в прочих предложенных акустике записях были сочными, гиперадреналиновыми и наполненными, с абсолютно разными тембрами, что прекрасно было слышно. Удивило то, что роковые и металлические ударники имели свой индивидуальный почерк, свободно прослеживаемый, несмотря на почти полное (если по-честному) отсутствие нижнего и среднего баса. Откуда же при этом взялась такая великолепная фактура? Опять загадка, опять магия, не иначе. У Лизы Джерард из Dead Can Dance голос оказался не красивым, не необычным и не каким-то еще, характеризуемым обычными словами. Он оказался шаманским, затягивающим и даже пугающим. Не уйти бы навсегда в транс под мягкий звон колокольчиков из трека «Ariadne». Воздушная вязь барокко с ажурными и четкими линиями басового сопровождения, замечательным по тембру клавесином и образцово-показательными барочными скрипками уже заставила всерьез задуматься о тщетности аудиофильского бытия и стремления приобретать огромные АС, когда есть такие мини-мониторы. Вследствие дефицита нижнего баса на передний план вдруг вышли и стали заметными скрипки, которые всегда пребывали в тени остальных инструментов, но это было сделано так здорово, что претензий не возникло совершенно. Колонки явно неравнодушны к духовым инструментам, как медным, так и деревянным. Насколько порой даже у высококлассной акустики не получаются эти тембры, настолько же здесь они проявились совершенно гипнотически, ясно и естественно. Но в самый сильный шок ввергла симфоническая классика — увертюра к «Тангейзеру» Вагнера и «Реквием» Верди. В общем-то эти классические убойные тесты на отработку динамических пиков относительно приемлемо проходит обычно довольно-таки небольшое число АС, а уж от спикеров смешного размера никаких чудес не ожидалось априори, просто было любопытно посмотреть, с какой степенью деликатности они это не отыграют. Однако реальность оказалась поразительной — и совершенно другой. Они сыграли все, причем с таким захватывающим драматизмом, сохранением разделения планов и инструментальных линий и практически без сглаживания в пиках, что любая полноразмерная акустика должна была немедленно покраснеть от стыда. Сопрано, тенор и бас в Lux Aeternae бились голосами о несокрушимые стены бытия, терзали душу и страшились грядущего — очень редко случается услышать такое исполнение «Реквиема». Столь удивительно взрослый и драматично-эмоциональный звук явно не может быть обусловлен ничем иным, как использованием магии и волшебства при разработке АС. Интересно также, что звучание, при всей его детальности и прозрачности, не «мониторное» в плохом смысле, то есть в нем не было ни грамма сдержанности или холодности. Совершенно нерядовая акустика, сделанная с любовью к музыке и с пониманием и уважением славных традиций JBL.
Результаты измерений
Неравномерность АЧХ весьма велика, в среднем около 9 дБ, и причина этого кроется в очень интересном разделении рабочих частот у динамиков (рис. 1). НЧ-драйвер ограничен сверху фильтром, состоящим из одной катушки индуктивности, поэтому играет практически до 6 кГц (–10 дБ). В районе 900 Гц ему на помощь приходит со своим резонансным пиком СЧ-динамик, но его вклад в воспроизведение середины гораздо менее значим. В районе 2 кГц к этой славной компании подключается твитер. Совместная работа СЧ- и ВЧ-драйверов обуславливает пик на 10 кГц, но в остальном высокочастотник ведет себя нейтрально и воспроизводит частоты вплоть до 45 кГц. Измеренная чувствительность составляет 88 дБ, а нижняя граничная частота 48 Гц по уровню –3 дБ. Модуль сопротивления не опускается ниже номинального значения в 4 Ом и очень стабилен на средних частотах (рис. 2). Коэффициент нелинейных искажений (рис. 3) для 1 Вт довольно мал и не превышает значения 0,3%.
Паспортные данные:
Тип – полочные акустические системы | Название – JBL 4312M II | Частотная характеристика, Гц – 55—50 000 (верхняя граница по уровню –6 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 13,3 см; бумажный конус, CЧ – 5 см, бумажный конус; ВЧ – 1,9 см, титановый купол; частоты раздела 7000 и 12 000 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 90 | Габариты одной колонки, см – 30 x 18,1 x 18 | Масса одной колонки, кг – 4
Оценки:
- Дизайн - 85%
- Качество изготовления - 90%
- Звучание - 95%
- Эргономика - 90%
Итоговая оценка - 95%
Плюсы: живое звучание натуральных музыкальных инструментов и голосов, драйв и энергетика в бодрых жанрах
Минусы: очень нестандартны в расстановке (в сравнении с "домашней" акустикой), могут прослушиваться только с близкого расстояния, НЧ сильно ограничены
Вывод:
Выдающиеся мини-мониторы, отличающиеся ясным, динамичным и очень естественным звучанием. Недостаток нижнего и среднего баса с лихвой компенсируется его четкостью и отличной фактурой, а наполненная живая середина гарантирует музыкальный экстаз
Мария Савина
Источник: http://www.hi-fi.ru/magazine/stereo/773196