Harman Group на выставке CES 2013 в Лас-Вегасе
Ах, Лас-Вегас! Впрочем, этот ультрасовременный оазис посреди пустыни Мохаве, что в американском штате Невада, давно перестал быть романтичным местом. Гигантские казино, чарующая вечерняя иллюминация главного бульвара, многочисленные архитектурные стилизации и танцующий фонтан возле отеля «Белладжио» по-прежнему привлекают туристов, но значительная часть гостей приезжает в Вегас уже не только ради развлечений.
Готовая к наплыву гостей дорожная инфраструктура, прекрасно работающая служба такси, обилие гостиниц, выставочных площадей, не говоря уже про благоприятный налоговый климат, превратили Лас-Вегас из «города греха» в информационный центр. Всевозможных презентаций и конференций тут проводится около 36 тысяч в год, но именно в январе население двухмиллионного города фактически удваивается, а на широченных улицах возникают заторы. Ничего удивительного, ведь проходящее в эти дни Consumer Electronics Show — крупнейшая в мире выставка потребительской электроники и перспективных технологий. Организаторы балуют посетителей CES, бесплатно предоставляя не только вход, но даже трансферт автобусами-шаттлами между крупнейшими отелями города и двумя основными экспозициями, расположенными в гигантском Конвеншен-центре и величественном отеле «Венишен». Представителям прессы вдобавок полагается фирменный рюкзак — для макулатуры. Тем не менее в нынешнем году я приехал в Вегас не ради осмотра выставки целиком, а для изучения новинок и перспективных наработок американской компании Harman. Дело в том, что сравнительно недавнее открытие ее московского представительства — лишь первый шаг на пути расширения и без того значительного присутствия в России. Тем, кто не в курсе, стоит пояснить, что Harman — это не одна только аппаратура под маркой Harman/Kardon: домашняя, профессиональная и автомобильная акустика JBL, наушники, гарнитуры и микрофоны AKG, высококлассное оборудование Lexicon, Revel и Mark Levinson, «музыка» Infinity для авто — все это тоже продукция Harman. Хотя в реальности у каждого из подразделений имеется собственное конструкторское бюро, свой круг технологий и свои комплектующие: тотальную кроссбрендовую унификацию в Harman, по счастью, не практикуют. Основную ставку в текущей стратегии развития хармановцы решили сделать на JBL — как на самый узнаваемый рядовыми покупателями бренд в своем портфеле.
Вместе с новыми моделями акустики на российских прилавках вскоре появятся портативные спикеры JBL для гаджетов, всевозможные док-станции для iPhone / iPad, наушники и даже портативный аккумулятор для зарядки мобильных устройств — весьма оригинальный, кстати. Имя ему Charge. Это небольшой, чуть крупнее алюминиевой банки с газировкой, и очень симпатичный бочонок, содержащий литиево-ионную батарею. Ее емкость в 6000 мА•ч позволит два раза полностью зарядить смартфон либо один раз планшет. Если же использовать аккумулятор исключительно для питания встроенного в JBL Charge усилителя мощностью 2 х 5 Вт, обслуживающего пару динамиков диаметром 4,1 см, то бочонок JBL сможет озвучивать подключенный гаджет до 12 часов кряду. Подавать сигнал предлагается через стандартный аналоговый вход 3,5 мм. Цена Charge в России — 6490 рублей, причем начало поставок запланировано уже на этот февраль и на выбор будет доступно несколько расцветок.
А док-станции JBL Onbeat Micro LT (на фото ниже), Onbeat Venue LT и Onbeat Rumble адресованы владельцам iPhone 5 (для «яблочной» техники предыдущих поколений предназначен порт USB). Первая модель совсем компактная и недорогая, но звучит приятно, а вот вторая представляет собой довольно крупный бумбокс с более прогрессивной акустикой внутри. Вероятная цена — около 9000 рублей.
Старшая Onbeat Rumble, если судить по ее дизайну, создана для молодого поколения, которое наверняка по достоинству оценит присутствие дополнительного встроенного сабвуфера и возможность приема аудиопотоков через Bluetooth.
Особняком стоят док-станции JBL Onbeat Awake (на фото ниже) и Onbeat Venue, ведь они рассчитаны на установку еще и планшетов iPad. Первая привлекает встроенными часами с умным будильником, а вторая — умением выводить HD-видео. Модуль беспроводной связи Bluetooth есть и у той и у другой.
Наконец, миниатюрные активные моноспикеры JBL серии Micro: оба, каждый размером с хоккейную шайбу, могут работать до пяти часов от одной зарядки встроенного аккумулятора. Разница лишь в том, что JBL Micro II подключается к стандартному выходу для наушников, а JBL Micro Wireless — еще и по беспроводному «синезубому» каналу.
На стенде Harman/Kardon красовались анонсированные в конце прошлого года BD-ресиверы — пятиканальный BDS-577 и стереофонический BDS-277. Внешне они почти не отличаются от завершающих свой рыночный путь BDS-575 / BDS-275, разве что впалая верхняя крышка стала светлее. Зато конструктивно аппараты посвежели. В списке их достоинств значатся и беспроводная связь с гаджетами Apple по протоколу AirPlay, и встроенный модуль Wi-Fi, и поддержка 3D у встроенного проигрывателя Blu-ray с щелевым загрузчиком, и обновленные пульты ДУ.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день Harman/Kardon BDS — одни из немногих устройств «все в одном» за такую цену и с таким оснащением. Модернизированы также полноразмерные кинотеатральные AV-ресиверы: новые модели имеют окончание 70 в индексе. Старший в серии 9-канальный (7.2) AVR 370 может похвастать восемью входами HDMI с поддержкой видео 3D и 4K, совместимостью с DLNA и Apple AirPlay, развитыми сетевыми функциями, а также возможностью дистанционного управления через гаджеты на базе операционных систем iOS и Android.
У Harman/Kardon AVR 270 чуть ниже выходная мощность (100 Вт на канал против 125 у AVR 370), меньше на один порт HDMI, не два, а один выход для подключения сабвуфера, нет модуля Wi-Fi. Еще более доступная по цене модель AVR 170 имеет схожую начинку и мощность, только работает уже по схеме 5.1, а входов HDMI у нее уже четыре. Впрочем, именно она наверняка и будет пользоваться наибольшим спросом в нашей стране, особенно если учесть, что ее розничная цена вряд ли превысит 18 000 рублей. Нарочито бюджетный Harman/Kardon AVR 70 лишен нарядного глянца в нижней части фасада, а рукоятка громкости сделана по старому образцу: у прочих новых ресиверов уже нет выступающего кольца, лишь установленный вровень с передней панелью диск со светящимся кантом.
Тем не менее «семидесятый» обладает фронтальным портом USB, тремя входами HDMI (3D, ARC) и усилителем, развивающим до 75 Вт выходной мощности на каждый из пяти каналов. Аппарат будет предлагаться российским покупателям тысяч за четырнадцать.
Ценителям саундбаров Harman в лице JBL подготовила три модели — Cinema SB400, Cinema SB200 и Cinema SB100. Старшая из них (ожидаемая цена порядка 25 000 рублей) укомплектована активным сабвуфером, связь с которым осуществляется по беспроводному каналу.
Основной же спикер наделен тремя входами HDMI и одним выходом, а также модулем для беспроводного же воспроизведения музыки с гаджетов. JBL Cinema SB200 тоже так умеет, а вот отдельный сабвуфер этой модели не положен. Впрочем, по заявлению разработчиков, довольно симпатичный на вид «батон» и сам не промах в деле формирования баса. Ну а младший саундбар JBL Cinema SB100 способен привлечь необычной формой, двумя входами (цифровым оптическим и аналоговым) да ценой в районе 10 000 рублей. Чудесного кинотеатрального звука от него ждать не стоит, но в качестве альтернативы встроенными в ТВ динамикам вариант вполне заманчивый.
Есть у Harman новинки и в сегменте однокоробочных кинотеатров: JBL Cinema BD300 и Cinema BD100. Первый хоть и будет стоить чуть больше 30 000 рублей, зато представляет собой законченную и вполне взрослую по конструкции систему для среднестатистической гостиной.
Набор включает сетевой DLNA-ресивер с интегрированным проигрывателем 3D Blu-ray, коммутатором на два входа HDMI, декодером HD-звука и модулем Bluetooth, пять двухполосных сателлитов с основными излучателями диаметром 7,5 см и активный 100-ваттный сабвуфер с 20-см НЧ-динамиком. Более простому JBL Cinema BD100 полагается сабвуфер меньших габаритов и меньшей же мощности, более компактные сателлиты и не менее развитая коммутация на головном устройстве. Впрочем, поддержка DLNA и Bluetooth есть и тут.
Кроме этого, JBL и AKG представили несколько полноразмерных накладных и компактных внутриканальных наушников, а также гарнитур. Их достаточно много, поэтому к этой теме мы вернемся в следующих номерах, исследуя новинки в нашей тестовой лаборатории.
Подразделения Harman, выпускающие продукцию для самых взыскательных и щедрых покупателей, тоже показали немало ранее анонсированных моделей.
Впрочем, настоящую новинку можно было увидеть в демозале Revel — флагманский сабвуфер Rhythm2. В роскошно отделанном корпусе разместились динамик диаметром 45 см, усилитель с отдачей в 2 кВт (4 кВт в пике) и цифровой процессор для согласования звучания с акустическими условиями помещения. Возможности нового басового модуля весьма обширны, поэтому настройку предлагается выполнять с помощью специального программного обеспечения на компьютере под Windows или Mac, подключившись к Revel Rhythm2 через порт USB. Флагман Revel доберется до России к весне.
А следом всех нас ждет довольно значительное событие: в центре Москвы откроется фирменный шоурум-магазин Harman.
Напоследок хочется упомянуть об одной технологии создания окружающего звучания, получившей имя QuantumLogic Sorround 3D. Признаться, от впихивания аббревиатуры «3D» в любые названия, включая названия таблеток и стиральных порошков, уже воротит, да и сама тема размазывания стереозвука по всем колонкам домашнего кинотеатра избита. От тоскливых мыслей меня отвлек звук вроде бы обычной многоканальной записи: и голос передо мной, и инструменты аккуратно расставлены вокруг, и реверберация аккуратно уходит назад. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что исходник — стереофонический! Из небольшого конференц-зала мы, журналисты, переместились в соседнюю студию звукозаписи, где уже другой трек включили на исключительно точных мониторах JBL LSR6328P — кстати, такие стали «Выбором редактора» в декабрьском тесте.
Итог? Снова ощущение, что звучит изначально многоканальная запись. Видимо, не только на моем лице отразилось искреннее изумление, поскольку представители Harman гордо заулыбались. Работает QuantumLogic Sorround 3D довольно витиевато. На первой стадии запись анализируется в целях вычленения отдельных музыкальных партий: алгоритм потрошит фонограмму и разделяет ее на отдельные инструменты и голоса. Разумеется, превратить капучино обратно в кофе и молоко невозможно, однако процесс препарирования осуществляется, кажется, с максимальной точностью, какая доступна в режиме реального времени для бытовой аппаратуры. На второй стадии определяются наличие в записи голоса и монофонические составляющие звуков, анализируется реверберация (послезвучия отщепляются). Далее в дело вступает психоакустическое моделирование, на параметры которого может влиять пользователь. На основании полученных данных и заложенных ориентиров алгоритм распределяет голоса и инструменты по колонкам так, чтобы не испортить общее впечатление от фонограммы, не загубить вложенное в нее авторами настроение, но сделать звуковую картину объемной. Соответственно, реверберация снова «приклеивается» к звукам, только теперь она может исходить преимущественно из тыловых АС, тогда как инструменты будут находиться спереди. Впервые могу констатировать, что работа подобного алгоритма действительно не портит звук. Напротив, порой тембры инструментов становятся сочнее. QuantumLogic Sorround 3D пока существует в виде обособленной технологии, для реализации которой требуются два процессора SHARK. То есть технически нет никаких препятствий к тому, чтобы этот алгоритм появился в AV-ресиверах, AV-процессорах и «коробочных» домашних кинотеатрах, автомобильных головных устройствах (его работу в авто нам тоже продемонстрировали) в самое ближайшее время. И пускай еще не совсем понятно, как QuantumLogic Sorround 3D справится с наиболее сложными симфоническими записями, услышанного вполне хватило для приятия технологии в целом.
— Крис, хотелось бы узнать о возможности появления микросистем Harman/Kardon MAS в матовой отделке, которая в некоторых ситуациях гораздо практичнее глянцевой. Также среди покупателей в России все большей популярностью пользуется белая отделка. Планируется ее предлагать?
— Фирменный стиль микросистем MAS, как и других продуктов Harman, тщательно прорабатывался нашими дизайнерами, и нынешнее сочетание цветов выбрано отнюдь не случайно. MAS, будучи компактными, позиционируются как решения для меломанов. Солидная на вид отделка для таких изделий, как показывают наши исследования, оптимальна. Броские же расцветки мы предлагаем в сегменте портативной электроники, хотя… Но нет, всех карт раскрыть не могу: несколько интересных анонсов мы намерены сделать на осенней выставке IFA в Берлине.
— Ваши ремейки студийных мониторов JBL звучат великолепно: мы протестировали практически все модели. Планируется ли дальнейшее движение в этом направлении? Скажем, адаптация современных активных студийных мониторов JBL для домашнего использования, которая может выражаться в улучшении (и разнообразии) отделки и предложении напольных моделей.
— У нас есть прекрасно зарекомендовавшие себя мониторы серии LSR, а также более доступные по цене модели семейства Comtrol. Те и другие с удовольствием покупают как для домашних студий, так и для прослушивания музыки. Создавать же гибрид красивых домашних колонок и активных студийных мониторов мы пока не собираемся. Справедливости ради отмечу, что такая продукция не раз появлялась в каталоге Harman и довольно успешно продавалась, но нынешняя рыночная ниша у подобных спикеров скромна — не наш масштаб. Правда, мода переменчива, и мы отслеживаем ее тенденции.
— В России, как и во всем мире, многие слушают музыку через компьютер. Но бюджетная мультимедийная акустика для этого не очень-то годится. Есть ли у Harman планы по выпуску недорогих компактных компьютерных колонок, созданных по подобию «взрослых» мониторов (массивный корпус, минимум две полосы, качественное усиление)?
— Зачем же по подобию, если можно купить LSR?
— Их сложно назвать недорогими с точки зрения упомянутого круга меломанов. Речь идет о приемлемом ценовом диапазоне — до $500 за пару, а LSR у нас в стране, скажем так, несколько дороже. Некоторые китайские компании предлагают даже более доступные решения, но выверенная конструктивно и по звуку продукция такого гранда, как Harman, заинтересовала бы многих. Особенно если эти колонки можно будет подключать к компьютеру через USB.
— Полочные колонки в корпусах из древесной плиты и с раздельным усилением стоимостью до $500 за пару? Любопытно. Я попрошу наших специалистов просчитать такой вариант.
— В ассортименте AKG флагманской проводной моделью для меломанов является K701. Это отличные наушники, но от легендарной марки хотелось бы еще более блистательного продукта.
— Именно такие наушники сейчас готовятся к производству. Премьера состоится осенью, на IFA. Больше пока ничего сказать не могу. Более того, не факт, что на них будет логотип AKG. Но меломаны точно останутся довольны.
— Коль скоро речь зашла о наушниках, вернусь к вопросу о прослушивании музыки через компьютер. По мнению некоторых посетителей нашего форума, в ассортименте Harman не хватает фирменного усилителя для наушников, оснащенного встроенным ЦАПом и интерфейсом USB. Разумеется, подключение должно осуществляться по асинхронному протоколу, обязательна также поддержка 24 бит / 192 кГц. Стоит ли ждать ли чего-то в этом духе?
— Устройства такого рода, и хорошие, производят многие компании. Мы можем сделать лучше, но получится дороже. Будет ли спрос? Ответ должны дать дистрибьюторы. Заверяю, что если от российского представительства поступит заявка и гарантии реализации минимально необходимого тиража, то мы готовы заняться выпуском подобной техники.
— И последний вопрос: собирается ли Harman Group расширяться, пополняя портфель брендов?
— Мы приобретаем компании не для того, чтобы впоследствии их уничтожать. Сегодня Harman объединяет несколько известных на весь мир производителей профессиональной, домашней, автомобильной и носимой аппаратуры. Мы неплохо себя чувствуем! В то же время мы не перестаем искать возможности расширить свой портфель брендов. Не исключаю, что это произойдет уже в нынешнем году.
Интервью второе:
Джим Гаррет (Jim Garrett), координатор маркетинговой политики и ассортимента выпускаемой продукции подразделения элитарного аудиооборудования Harman
— Джим, изначально бренд Lexicon ассоциировался с серьезной профессиональной аппаратурой, преимущественно с устройствами обработки звука. В наши дни под этой маркой выпускаются также и домашние компоненты высокого класса. Какое амплуа Lexicon руководство Harman Group считает приоритетным?
— Lexicon ни в коем случае не будет уходить из профессионального сегмента, но в то же время мы расширяем и ассортимент домашнего оборудования. Например, не так давно запустили новый видеопроцессор, на подходе многоканальный усилитель для «умного дома». Для клиентов Lexicon привлекательность бренда как раз в том, что в удобной и красивой домашней оболочке они могут заполучить самые передовые технологии, используемые в студиях звукозаписи. Менять эту диспозицию мы не намерены.
— Достоинства аппаратуры JBL Synthesis неоспоримы. И ассортимент имеет четкое премиальное позиционирование. Но не поддастся ли JBL искушению сделать под маркой JBL Synthesis какую-нибудь элитную док-станцию для iPhone или беспроводную колонку?
— В каталоге «обычной» JBL уже есть немало док-станций и прочих модных вещиц. Но JBL Synthesis — техника для аудиогурманов, которые используют гораздо более совершенные источники звука, нежели iPhone.
— Этот же вопрос касается и Mark Levinson. Намеревается ли руководство Harman сохранить его чистоту?
— Безусловно. Репутация зарабатывается годами, а потерять ее можно в одно мгновение. У Harman достаточно подразделений для удовлетворения потребностей различных категорий покупателей. Mark Levinson работает исключительно для аудиофилов, и так будет и впредь. Например, за моей спиной вы можете видеть самый совершенный в нашей гамме и самый дорогой ($35 000 в Штатах. — И. С.) двухблочный предусилитель № 52. Если и появится относительно недорогая аппаратура с логотипом Mark Levinson, то надо понимать, что недорогой она будет лишь по сравнению с другими продуктами марки. Скажем, скоро выйдет интегральный усилитель «всего» за $ 20 000. Вместе с тем мы шагаем в ногу со временем, поэтому наши клиенты не будут обделены современными цифровыми технологиями и поддержкой актуальных форматов. И получат они все это, разумеется, в наилучшем виде. Как говорится, следите за анонсами!
— Раз уж мы заговорили о Mark Levinson, то есть еще несколько вопросов. Во-первых, почему до минимума сократился ассортимент CD-проигрывателей? Неужели такие источники скоро совсем исчезнут из ассортимента?
— Действительно, на данный момент в линейке Mark Levinson всего один CD-проигрыватель, но два находятся в разработке. Закат эры CD очевиден для всех, только вот у большинства меломанов накопились огромные коллекции дисков, выбрасывать которые люди не намерены. Так что в ближайшие годы соответствующие проигрыватели из нашего каталога не исчезнут точно. Другое дело, что файловое аудио наступает — с этим не поспоришь. Поэтому наш «юбилейный» двухблочный SACD-проигрыватель № 519 получил функциональность внешнего ЦАПа и даже порт USB для приема аудиоданных. Что-то подобное ожидается и в будущих моделях.
— Во-вторых, как насчет оборудования для стриминга?
— Мы всеми силами будем стараться предоставить нашим покупателям возможности для подключения современных цифровых накопителей с музыкальными файлами, но создавать специализированный источник для воспроизведения аудиофайлов по локальной сети пока не планируем.
Илья Суханов, фото автора и компании Harman
26 января 2013